Краски жизни - Женский портал

Онан в библии. Левиратный брак, законы о нем и грех онана. Фамарь и ее два сына


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.115. Аня Киселева (akisseleva@???.kz) пишет: "Что Библия говорит о контрацепции и контроле за рождаемостью? Я согласна с идеей, что аборт -- это убийство, но меня волнует вопрос о приеме таблеток и использовании презервативов."

Ответ однозначный: НИЧЕГО. Хотя те, кто желает вывести что-либо по этому поводу, могут найти достаточно оснований для своих философствований. Да, некоторые церковные организации осуждают всякое планирование семьи. Другие же наоборот, рекомендуют. Если же пытаться найти хотя бы сто-нибудь, относящееся к вопросу предохранения, то, пожалуй, можно рассмотреть четыре текста:

- "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". Особенно хочется обратить внимание на вторую часть. Она предполагает некоторый предел - наполняйте, а как только наполните землю, то первая часть исполнена и более не является требованием. Если бы человек не согрешил, но жил вечно, то в какой-то момент земля была бы достаточно населена людьми и размножение человека прекратилось бы. Имеет ли это какое отношение к планированию семьи сегодня? Если и имеет, то только в смысле того, что мы не должны плодить детей, если не можем их содержать (будь то мы не имеем места, или средств для поддержания их жизни).

- "пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего" (см также ). Здесь, правда, представлено противоположное средство - мандрагоры, плоды растения, встречающегося в Палестине, которые способствуют зачатию (по крайней мере, так верили древние евреи). Из этого следует только то, что планирование семьи имело место, хотя в то время люди желали иметь больше детей, чем сейчас.

- "Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему". Сегодня именем Онана называют совершенно не то, что он делал. Онан использовал самый популярный метод предохранения - прерванный акт. И мы читаем, что он был наказан за это Богом. Многие основывают свое противление контрацепции именно тем, что Бог наказал Онана. Но Онан был наказан не потому, что он "изливал на землю", а потому, что не желал "дать семени брату своему". У евреев существовал закон, согласно которому, если кто-либо умирал бездетным, то его ближайший родственник должен был взять его жену себе, и первый, рожденный у нее сын считался сыном умершго и носил его имя. Это было необходимо для продолжения рода умершего. Онан совершил грех против этого закона. Будь это другая ситуация, не связанная с продолжением рода родственника, врядли Онану было бы вменено в грех то, что он "изливал на землю". Так что я не считаю этот текст связанным с предохранением иначе, как только содержащий информацию о том, какой метод планирования семьи был известен в древности.

- "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим". Здесь говорится о том, что супруги обязаны быть вместе (вести активную половую жизнь) вне зависимости от их желания иметь детей. Да, здесь не говорится о том, что рождаемость должна или не должна контролироваться. Но этот текст отрицает аскетизм, который наблюдается в некоторых религиозных организациях, по отношению взаимоотношений супругов.

Есть еще один текст, который следовало бы привести здесь. Это - "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы". Вопрос нашего здоровья очень высоко ставится в Священном Писании. Не всякий метод предохранения обдинаково полезен (или безвреден). Поэтому, избирая метод предохранения, думайте о здоровье. Вы ответственны перед Богом за себя и за своих детей - сможете ли вы вырастить их достаточно обеспеченными и здоровыми, не навредив при этом и своему здоровью?

Читайте еще по теме "Секс, эротика и интим":

30 сен Является ли блудом петтинг,прикосновения без прямого секса? (Степан) Степан спрашивает: Является ли блудом петтинг, прикосновения без прямого секса? Мир вам Степан, Блуд - это удовлетворение полового влечения человеком, не находящимся в законном браке, противоположность целомудри...

1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.
2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.
3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.
4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.
5 И еще родила сына [третьего] и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.
6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.
10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.
11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал [в уме своем]: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.
12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин.
13 И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой.
14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену.
15 И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.]
16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне?
17 Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?
18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.
19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.
20 Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее.
21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы.
22 И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: здесь не было блудницы.
23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее.
24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.
25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость.
26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.
27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее.
28 И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый.
29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес.
30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.

Сергей, не люблю говорить в эфире на эти темы, потому что люди часто перекручивают эти все моменты, факты. Но я достаточно мужественный человек, и я хочу, понимая вот эту проблему, уделить несколько минут объяснению хотя бы этого текста Писания, не очень углубляясь в эти вопросы. Вы можете найти в предыдущих прямых эфирах объяснение моей позиции, как я её обосновываю на слове Божьем. Я уже объяснял её, и не один раз. Вот что касательно Онана. Я хочу Вам сказать, что имя Онан совершенно никакого отношения к онанизму, как часто это привязывают, не имеет. Можете поднять литературу, исследовать этот вопрос – это то, что я делал в своё время много лет назад, потому что мне тоже голову забивали подобными глупостями. Я хочу Вам прочитать из Библии этот текст Писания, что именно конкретно произошло в той ситуации, и почему Бог поразил смертью этого человека Онана? Ситуация была очень простой. Это действительно 38 глава книги Бытие. «Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь» (Быт. 38:7). «И сказал Иуда Онану (родному брату Ира, который был поражён Богом): войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь (родной брат мужа), и восстанови семя твоему брату» (Быт. 38:8). Слушайте меня очень внимательно, потому что это ключевой момент. Это была заповедь в Израиле, чтобы не умирало колено, чтобы род не прекращался, всеми силами его восстановить. Кстати, — это не только у евреев. Эта традиция распространена у цыган, была у казаков в своё время. Младший сын в семье носил серьгу, и это не было просто украшением. Он надевал серьгу по той причине, чтобы его особо берегли в бою, в сражении, потому что он – продолжатель рода. Это всегда очень ценилось и считалось очень важным. И если вдруг случалось, что род прекращал своё существование, как в подобном случае мы здесь читаем, то была дана заповедь Богом — продлить род брату своему. Это не было обязательством, но это считалось благородным, правильным – продлить род брату своему, чтобы род не прекратил своё существование. Потому предполагалось, что Онан женится на жене брата своего и войдёт к ней. «Онан знал, что семя будет не ему (он это знал!), и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт. 38:9). Вопрос встаёт очень конкретный: зачем тогда это делать? Если ты не хочешь, чтобы она от тебя забеременела, чтобы она родила сына или дочь, чтобы восстановилось семя брату, тогда зачем ты всё это делаешь? Зачем вся эта процедура? Онан это всё сделал, то есть соблюл все формальности внешне. Перед обществом он был «хорошеньким» человеком, который, якобы, заботился о своём брате, но, на самом деле, он не позволил ей забеременеть. И это было зло перед очами Господа: то, что он сделал. И Бог умертвил его (Быт. 38:10-11). Теперь, позвольте мне ещё несколько минут. Наше время очень дóрого, но я должен ответить на этот вопрос. Я открываю Второзаконие 25 главу. Здесь описывается вот этот момент, как должно это всё происходить. Это были определённые учения, Бог возлагал эту ответственность на древний Израиль. «Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её (брат её мужа) должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле (я это уже объяснял). Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдёт к воротам (воротá города — это центр города), к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восстановить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её», тогда невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему» (Втор. 25:5-10). То есть это было публичное унижение человека, который, скажем, подлец, потому что не хочет сделать так, чтобы род его брата сохранился в Израиле. Это публично порицалось, унижалось. Вот такая предписывалась процедура. Потому Онан был очень расчётливым, хитрым и подлым человеком. Во избежание всех этих неприятностей, он сказал: «Конечно же! Какие вопросы? Это же мой брат!» Он женился, вошёл даже к ней, чтобы не было никаких претензий, но, якобы, она не забеременела, а там уже ничего не докажешь — это происходило в тайной комнате. Бог видел, что он поступил подло, пытаясь сохранить свою репутацию перед обществом, но, на самом деле, не захотел, чтобы род брата его сохранился. Потому Бог за это наказал этого человека, Онана, смертью. Но то, что объясняют или пытаются навязать, или соединить имя Онана, якобы, с онанизмом, я считаю, что это абсолютно неразумно. Простите, не обижайтесь. Я считаю — это неразумно. Вот это моё объяснение этого текста Писания, как Вы попросили.

5 682

У всего на свете есть цель. У полового влечения их даже две: порождать детей и создавать семью, укрепляя отношения между мужем и женой. Обе эти цели предусматривают реализацию полового влечения в супружестве. Поэтому удовлетворение полового желания (в особенности мужского) вне брака порицается еврейской традицией, и даже более чем порицается.

В Талмуде (Нида, 13а) р. Йоханан утверждает, что за истечение семени напрасно человеку полагается смерть от руки Небес, как сказано об Онане. Здесь нужно заметить, что, судя по тексту, Онан практиковал не мастурбацию, а прерванный половой акт: «Но знал Онан, что семя будет не ему; и бывало, когда входил к жене брата своего, ронял на землю, чтобы не дать потомства брату своему» (Берешит, 38:9). По мнению р. Ицхака и р. Ами, онанирующий подобен проливающему кровь, как сказано в Йешаяу, 57:5: «Разгорячающиеся под теребинтами, под каждым деревом зеленеющим, закалывающие детей в долинах, в расселинах скал». По словам р. Аси, он как будто служит идолам, а по мнению р. Элиэзера — как будто приводит в мир Потоп.

Отсюда р. Шмуэль Вознер, знаменитый алахический авторитет последних десятилетий, в респонсе «Шевет а‑леви» (4:160) делает вывод: «Мужское самоудовлетворение с истечением семени приравнено к разврату, кровопролитию и идолопоклонству, задерживает приход Машиаха и препятствует соединению с Всевышним». Однако р. Элиэзер Вальденберг (Циц Элиэзер, 9:51; Медицина и семья, 1:8), утверждает, что истечение семени впустую не является развратом (гилуй арайот) и кровопролитием (это мнение он приводит от имени «Пней Йеошуа»), но самостоятельным запретом. Поэтому по медицинским показаниям и по рекомендации врача оно — по мнению р. Вальденберга — разрешено, если нет другого выхода.

В «Шульхан арух» (Эвен а‑эзер, 23:1) написано: «Запрещено источать семя впустую, и этот запрет важнее всех запретов Торы». Но это мнение оспорил р. Моше Файнштейн (Игрот Моше, Орах хаим, 4:116): «Сказанное в “Шульхан арух” с опорой на “Зоар”: “этот запрет важнее всех запретов Торы” не совсем верно, и так же считает р. Гальберштам из Цанза (Диврей яцив, Эвен а‑эзер, 32:2), ведь из слов комментария “Хелькат мехокек” мы видим, что он легче запрета, караемого “отсечением души”. А из этого следует, что он относится к тем заповедям, которые искупаются раскаянием и постом в Йом Кипур, как сказано в Талмуде и у Рамбама. И вряд ли можно сказать, что этот грех карается смертью от руки Небес, ведь Рамбам не упомянул его в перечне таких грехов в Законах о Сангедрине, 19:2‑3 и в Законах о запретных совокуплениях, 21:18, и также “Арбаа турим” и “Шульхан арух” не упомянули смерть от руки Небес. А то, что Б‑г погубил Эра и Онана, было однократным действием и не может быть основанием для общего запрета, и по закону Торы они не были виновны в каком‑либо нарушении. Хотя, разумеется, онанизм — это большой грех». Он же в другом месте (Игрот Моше, Эвен а‑эзер, 1:56) пишет: «Данное нарушение не относится к запретам типа “умри, но не нарушь” и закон не следует мнению р. Тарфона в Нида, 13б». На какой же стих Торы опирается наш запрет? Р. Моше Файнштейн (Игрот Моше, Эвен а‑эзер, 3:14) видит его источник в стихе Торы: «И берегись всего дурного» (Дварим, 23:10, на основании толкования р. Пинхаса бен Яира в Ктубот, 46). А на вопрос, почему же он не упомянут Рамбамом в его «Книге заповедей» в списке запретов, р. Моше отвечает: потому что он входит в общий запрет «и берегись всего дурного», а Рамбам не упомянул многих частных запретов Торы, вытекающих из общих.

Заметим, что у этого запрета есть и ограничения. «Тосфот» в Сангедрин, 59б также говорят, что истечение семени зря — это запрет Торы. Но они связывают его с заповедью плодиться и размножаться, ведь оно мешает выполнению этой заповеди: «Тот, Кто заповедал плодиться и размножаться, заповедал и запрет уничтожать семя». И р. Ицхак Герцог (Гейхаль Ицхак, Эвен а‑эзер, 2:16) говорит: «Отсюда следует на первый взгляд, что для того, кто уже выполнил заповедь Торы “плодитесь и размножайтесь”, истечение спермы впустую — уже запрет не Торы, но мудрецов». А упоминавшийся выше р. Файнштейн (Игрот Моше, Эвен а‑эзер, 1:63) утверждает, что запрещено только напрасное излияние спермы, а для какой‑либо надобности (например, для выполнения заповеди супружеского долга) разрешено, даже если при этом наверняка не будет оплодотворения (к примеру, если женщина применяет противозачаточные средства, беременна или бесплодна), и так пишет Ритва в комментариях к трактату «Ктубот». Ведь если бы не было этих рассуждений, то заповедь исполнения супружеского долга не могла бы отодвинуть запрет излияния семени впустую, она не имеет такой силы! Поэтому р. Меир разрешает в случае совокупления с кормящей матерью — если есть опасность того, что она забеременеет и молоко пропадет, — «толочь внутри и сеять снаружи» (Тосефта Нида, 2:4), хотя он мог бы посоветовать матери нанять кормилицу. А ведь «толочь внутри и сеять снаружи» — это и есть то, что делал библейский Онан! Мы видим, что алаха не считает истечение семени впустую абсолютным запретом. Но в еврейской традиции всегда существовало сильное стремление к аскетизму, хотя и не ставшее мейнстримом. Достаточно сказать, что в Талмуде йецер, то есть дурное начало, по умолчанию — это сексуальное желание, а авера, то есть преступление, по умолчанию — запретный секс. В свете этого понятно категорическое неприятие самоудовлетворения в каббале.

«Зоар», следуя аскетическим побуждениям, о которых мы говорили выше, постановляет (1:62а): от «греха против завета» (так это называется) не помогает раскаяние. Очень странное утверждение, если вспомнить, что говорят мудрецы о преодолевающей всё силе раскаяния, но об этом мы ещё поговорим. Р. Цадок а‑Коен из Люблина (Цидкат а‑цадик, Сота, 4б) говорит: «Согрешивший против завета не избежит ада». А в книге «Махшавот харуц» он утверждает: «Знай, что все несчастья, которые случаются с человеком в этом мире, происходят из‑за “греха против завета”!»

Каково же искупление этого греха и как от него уберечься? Существует множество книг и трактатов, посвященных еврейским аскетическим практикам, необходимым для предотвращения онанизма. Приведем некоторые из них:

В «Зоар» сказано, что царь Давид был наказан за то, что «недостаточно хранил завет», — и ни заслуга изучения Торы, ни заслуга добрых дел не помогли ему. А в нашем поколении никто не свободен от этого греха в юности. Поэтому стоит человеку принять на себя истязание плоти и изгнание. Впрочем, Реш Лакиш в Талмуде говорил, что грех снимается следующими пятью действиями: а) постом, б) молитвой, в) постоянным посещением синагоги, г) изучением Торы, д) благотворительностью. Если сочетать некоторые из этих действий, грех будет снят и суровый приговор разорван.

(Решит хохма [р. Элияу де Видас], О раскаянии, 3)

Один из способов искупления этого греха — соблюдение субботы, праздников и заповеди тфилин, поскольку все они названы «знамениями» (от), как и обрезание, в месте которого происходит грех.

(Решит хохма, О святости, 17)

…Нужно искренне, всем сердцем покаяться. Еще нужно произносить благословение «Воструби в большой шофар» с истинным намерением, как сказано в сидуре Аризаля, а также особую просьбу, приведенную там. Но главное раскаяние — это Тора, молитва и благотворительность, по мере возможности. В особенности полезно изучение алахи, так как посредством подробного выяснения деталей законов мы собираем разбросанные искры святости из «скорлуп нечистоты».

(Огев Исраэль [р. Авраам‑Йеошуа Гешель из Апты], глава «Вайехи»)

Сказано в «Зоаре» (1:62а), что от «греха против завета» не помогает раскаяние. Но все комментаторы и мудрецы удивляются: как такое может быть, ведь у нас есть со времен Талмуда правило: «Ничто не устоит перед раскаянием, пробивающим железные заборы» (Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1)! В книге «Решит хохма» сказано, что не помогает «низшее раскаяние», а «высшее раскаяние», охватывающее всю душу человека, помогает.

(Игра де‑кала [р. Цви‑Элимелех из Динова])

Но жизненная сила мужских капель семени, исторгнутых впустую, несмотря на то что она спустилась вниз и оказалась включенной в три нечистые категории клипот, поднимается оттуда через подлинное покаяние и очень усердное прочтение перед сном молитвы «Шма», как известно из трудов рабби Ицхака Лурии и как намеком сказано в Гемаре: «Каждый, кто читает на ложе своем “Шма”, будто держит меч обоюдоострый, и т. д.».

(Танья, гл. 7)

Как видно, отношение мудрецов каббалы и хасидизма к истечению семени впустую чрезвычайно серьезно. Однако в еврейской традиции есть и другие подходы:

Если человек опасается того, что он может согрешить совокуплением с чужой женой или с нидой, он может излить семя. Но после этого пусть постится сорок постов летом или сидит в снегу зимой.

(Хелькат мехокек к Шульхан арух, Эвен а‑эзер, 23:1, от имени Сефер хасидим, 176)

Всевышний по Своему милосердию может очистить от этого греха даже мелкими страданиями, подобными тем, о которых сказано в Арахин, 16б. (Это мнение приведено в Диврей яцив, Эвен а‑эзер, 41:3.)

(Бней Иссахар [р. Цви‑Элимелех Шапира], Проповеди месяца тишрей, 4:10:29)

А по мнению р. Нахмана из Брацлава, нужно прочитать составленную им подборку из десяти псалмов, называемую «Тикун клали», и окунуться в микву. Если миквы поблизости нет, как минимум нужно прочитать «Тикун клали». Р. Нахман обещал, что его чудесная сила исправит содеянный грех.

Приведенные выше источники не стали менее актуальными оттого, что евреи, в особенности молодое поколение, сегодня открыты всем соблазнам мира через газеты, журналы, уличную рекламу и интернет. При этом стремление юношей бороться с соблазнами и хранить верность идеалам как минимум не укрепилось. В последние годы тема «греха против завета» вышла из подполья и стала активно обсуждаться в религиозной среде, пытающейся найти к ней новые подходы.

Если мы хотим, чтобы еврейские юноши жили естественной жизнью, не борясь со своим телом, и при этом не нарушали алаху, возможность для этого есть, и она хорошо известна. «О том, кто любит жену, как себя, почитает ее больше, чем себя, наставляет своих детей идти прямой дорогой и женит их близко к возрасту созревания, в Писании сказано: “И узнаешь, что благополучен шатер твой, и осмотришь жилище твое, и не будет у тебя ущерба” (Иов, 5:24)» (Сангедрин, 77б). «Рав Гуна говорил: кому уже двадцать, и он все еще не женат — все дни его в грехе. В грехе — может ли прийти такое в голову? — Следует сказать так: все дни его — в греховных помыслах. Сказал Рава, и так же учили в доме учения рабби Ишмаэля: до двадцати лет Святой, благословен Он, ждет, когда же человек женится; если же тот достиг двадцати лет и не женился — Он как бы говорит: пусть лопнут кости этого человека!» (Кидушин, 29б). В былые времена евреи так и жили — заключали ранние браки. Что мешает следовать этому совету сейчас?

К сожалению, многое. Еще в XIX веке было принято, что молодожены «сидят на хлебах у тестя» несколько лет, в особенности если жених занимается только Торой. Теперь же считается неправильным, чтобы молодая семья висела на шее у родителей. А значит, люди хотят приобрести профессию до создания семьи, а для этого в наше время нужно долго учиться, и свадьба все откладывается…

В прошлом гораздо меньше внимания, чем сейчас, уделялось развитию личности. Любой жених примерно представлял, что такое еврейская невеста, что она умеет и что она должна, а у любой невесты были такие же стандартные представления о еврейском муже и требованиях к нему. А в XXI веке царит культ индивидуальности, ее развитие поставлено во главу угла, ее интересы превалируют над общественными нормами.

Отвечая на незаданный вопрос, можно сказать: такую очевидную возможность решения проблемы, как предоставление юношам и девушкам свободы контактов и строительства отношений со всем из этого вытекающим, мы в нашей статье не рассматриваем — по многим причинам она находится за рамками иудаизма.

Итак, путь раннего брака не закрыт, однако далеко не все захотят идти по нему. Но если человек решает оставаться до поры до времени холостяком, он должен осознавать не только преимущества этого выбора, но и связанные с ним проблемы. Его выбор означает готовность эти проблемы решать и с ними справляться. И Всевышний поможет ему, как сказано: «Тому, кто желает очис­титься, помогают свыше» (Йома, 39а).

Любавичский Ребе говорил:

Тора раскрывает истинную суть и предназначение всех вещей… Это означает, что использование всякой вещи будет соответствовать ее внутренней сути, только если ее используют согласно указаниям Торы. Если же этого не происходит, Б‑же упаси, то это не только противоречит Торе и воле Всевышнего, но и самой природе вещи.

(Сефер а‑сихот, 5748 г., 2:590, примеч. 10)


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.296. Mr.X X (men_x_x@???.ru) пишет: "Вопрос касается греха, совершенного Онаном и вошедшего в наше понятие онанизма. Как христианин с точки зрения Библии должен к этому относиться и имеют ли эта история и это понятие связь?"

Добрый день, Мистер Икс! Вообще-то библейский Онан вовсе не занимался онанизмом. По крайней мере, об этом в Библии не говорится. То, что совершил Онан, на современном языке называется прерванным половым актом. Грех Онана заключался не в том тействии, которое он совершил, а в отношении к своему долгу восстановить семя умершему брату. Родословные записи в древнем Израиле были очены важны, и чтобы чья либо родовая линия не прервалась, существовал закон, записанный во Второзаконии 25:5-10. На него ссылались и садуккеи, задавая вопрос Иисусу Христу ( и далее). Этот закон был у евреев еще до Моисея, потому мы находим его в истории Онана, как это описано в . Таким образом, Онан отказал своему умершему брату в восстановлении его рода - в этом и заключался его грех.

Сегодня трудно сказать, почему мастурбация называется онанизмом. Скорее всего кто-то когда-то неправильно понял историю Онана. Но Вы задаете вопрос, как должен относиться к этому христианин? Сегодня ученые и врачи спорят по поводу того, вредна ли мастурбация для здоровья человека или нет. У меня есть свое определенное мнение, что мастурбация оказывает разрушающее действие на организм человека. Но я не имею желания и полномочий вступать в какие бы то ни было споры на эту тему, в то время как многие светила науки, медицины и богословия все еще спорят по этому вопросу. Библия также не говорит об этом конкретно (разве что ). Но тем не менее, у нас есть весьма важный текст, который удерживает нас от такого занятия: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (). Из этого текста следует, что христианин не может совершать со своим телом то, что он не стал бы делать в Храме Божьем. Думаю, что этого текста достаточно для того, чтобы исключить мастурбацию (или онанизм) из жизни христианина.

Читайте еще по теме "Секс, эротика и интим":