Краски жизни - Женский портал

Комоедица что. Великий древний народный праздник - комоедица. Некоторые правила масленичных дней

Здравствуйте, дорогие читатели!

До весеннего равноденствия в этом году осталась неделя. К этому событию на сайте приурочено несколько статей. Мы уже говорили о том, как встречают весну кельты и об их празднике - Остаре . Говорили о весеннем равноденствии в целом. Настало время рассказать, как славяне отмечали этот день.

Вообще, в марте у славян были интересные праздники:

    Малый овсень (Новый год);

    День пробуждения медведя;

    Закликание весны;

  • Комоедицы (Комоедица, Комоединцы).

Последний нас и интересует. И, как раз, потому, что приходится на весеннее равноденствие.

Комоедица, что за праздник?

Вы, возможно, удивитесь, но это, отчасти, Масленица. Как так? Ведь Масленицу мы отметили еще феврале. Тут есть нюанс: современный праздник - это не совсем то, что надо. Сейчас расскажу почему.

Вспомним, что такое Масленица - это проводы зимы. Но какие проводы могут быть в первых числах марта или, вообще, зимой? Не логичнее ли встречать весну тогда, когда она действительно начинается? Логичнее, наши предки, как и язычники всего мира, так и делали - провожали зиму в день, который имеет под собой твердый фундамент, в день, когда зима, действительно, заканчивается, на что указывает - Солнце. Такой день - весеннее равноденствие .

Комоедица - это великий древнеславянский встречи весны и начала древнеславянского Нового года, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам.

С современной Масленицей у этого древнейшего праздника есть общие элементы, взять хотя бы, некоторые обряды:

    выпечка «солнечной пищи» - блинов;

    сжигание чучела зимы;

Но, тем не менее, общий смысл, все-таки, разный: современная Масленица сильно трансформировалась. Наглядно это отражено в таблице.

Идеи праздника


Чтобы до конца понять, что же такое Масленица-Комоедица и какой смысл в себе несет, стоит рассмотреть ее основные идеи:

Цикличность времени.

Наши предки считали Масленицу рубежом, после которого зима и морозы уступали место весеннему теплу. Уходили холода, природа возвращалась к жизни - вот он, цикл.

Культ плодородия.

Где есть жизнь, есть и ее продолжение. Зима ушла, природа воскресла, земля впитала последний снег и готова была к новому плодородному году. А так как для крестьян урожай был главной ценностью, то наши предки старались помочь земле набраться сил для обильных урожаев.

Масленица на Руси была своего рода литургией, только в роли бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Продолжение рода.

Плодородие земли отражалось и в тех, кто жил на ней. Круговорот жизни... «ты должен дать жизнь другому», как делает это Матушка-Земля.

Культ предков.

Очередная попытка славян поближе рассмотреть тайну жизни и смерти. Наши предки верили, что покойные, чье тело находится в земле, а душа в краю мертвых, могли влиять на плодородие земли. Именно поэтому нужно было задобрить духов. Поминальные действа включали в себя жертвоприношения, траурный плач и обильные трапезы, в которых, по верованиям предков, принимали участие и сами покойники.

Название праздника

Стоит отметить, что помимо встречи весны, в этот день наши предки славили Медвежьего бога .

С самого утра, еще до завтрака все с песнями и плясками шли в лес, там раскладывали на пеньках «блинные жертвы». Это был дар великому Медовому зверю. А уже потом начиналось веселье и пиршество.

Кстати, наши предки называли медведя «ком» (отсюда правило - «первый блин комам», т. е. Медведям). Но, возможно, это иносказательно - ведь истинное имя Владыки леса нельзя было произносить вслух, чтобы ненароком, не призвать.

Также, Комоедицы переводят как «праздник поедания комов» - особых блинов, посвященных священному медведю.

Традиции и обряды Комоедицы

Комоедица - один из главнейших славянских праздников, ее очень ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Работать в эти дни запрещалось, люди отдыхали:

  1. штурмовали ледовые городки, где пряталось чучело Марены;
  2. устраивали кулачные бои, причем бились по-настоящему, до крови. Пролитая кровь - это тоже была жертва богам и будущему урожаю.

Но особо примечателен последний день праздника.

Последний день праздника

    В праздничное утро люди шли на капище. Возле него и на перекрестках дорог сыпали зерно. Это для духов нави, которые в облике сорок его ели и не мешали праздновать.

    Накрывали стол (на столе обязательно должна быть скатерть). Кушали блины, кисель, мед и квас.

    Угощение делилось на несколько частей, обычно пять. Причем пятую часть отдавали духам предков:

Честные наши родители! Вот для вашей души блинок

    К капищу везли чучело Марены (его делали из соломы и крепили на шест). Во время этого действа, народ становился вдоль дороги, кланялись ему.

    Славили богов и предков, возжигали огонь.

    Водили хороводы, «надевши личину», чтобы злые духи не узнали, прыгали через костер, а потом умывались талой водой или снегом. Это делалось для красоты.

    Пили сурью (заговоренное молоко в сочетании с целительными травами, считалась у славян божественным и очищающим дух человека). Первую чашу этого напитка отдавали Марене со словами:

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

    Важно было, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник, иначе снова, как считали наши предки, наступят холода.

    После чучело Марены сжигалось, вместе с различным мусором, старыми вещами и соломой.

    Скатывали с горки горящие колеса, как символ солнца. При этом говорили:

С горы катись, с весной воротись!

    «Будили медведя», затевали различные игрища, одним словом, веселились.

    Также, стоит отметить, что перед последними праздничными днями, чтобы смыть с себя все плохое, ходили в баню.

После всех гуляний, по завершению праздника, люди принимались за сельскохозяйственные работы - начинался новый аграрный год, новые заботы, новые труды. Это продолжалось все теплое время года.

Как относиться к современной Масленице, которая в народном календаре считается «проводами зимы», каждый решает сам. Кто-то отмечает, кто-то игнорирует, кто-то ждет весеннего равноденствия, чтобы встретить весну так, как «предки завещали».

На этом, пожалуй, все. Еще увидимся.

P. S. По материалам сайта slavyans.myfhology.info

Комоедицы – дохристианское название известного ныне народного праздника Масленица. Этот праздник (день весеннего равноденствия) издревле символизировал приход весны и напоминал славянам о начале полевых работ. Наверное, поэтому его ещё называют земледельческий Новый год. Как празднуются и какого числа отмечаются Комоедицы в 2018 году? Какие особенности празднования Масленицы с её традициями и обрядами актуальны на сегодняшний день?

Если заглянуть в древность…

Праздник, именуемый Масленицей широко известен на Руси уже достаточно давно, а вот первоочередное название этого дня – Комоедицы мало кому что говорит. Итак, что за праздник Комоедицы и почему он так был назван?

Само название Комоедицы происходит от имени медвежьего Бога Кома, которому ранней весной в жертву приносились первые, испечённые в этот день, блины. Ведь именно в этот период медведи просыпались из зимней спячки и отправлялись в лес в поиске еды. Трансформация под церковные устои превратила языческие Комоедицы в Масленицу – народный праздник со светским уклоном.

Когда отмечается праздник Комоедицы 2018?

В старину наши предки день весеннего равноденствия отмечали всегда в одно и то же время — 21 марта. С принятием на Руси христианства праздник Масленица, который вытеснил собой Комоедицу, из года в год стал отмечаться в разное время, определяемое лунным (астрологическим) календарём. Так называемый «плавающий график» праздника определил и день, когда будут отмечать Комоедицу-Масленицу в 2018 году в России. И это дата — 20 марта.

В идеале для празднования Масленицы (Масляной недели) и больших проводов зимы отводится целых семь дней в период с 20 по 26 февраля. В церковном календаре этот период называется Сырной седмицей. Его окончание является началом Великого поста, который предшествует Пасхе.

Таблица: главные праздники в году у славян, посвящённые культу Солнца

Название, дата Ипостаси бога Солнца Соотношение дня и ночи
День весеннего равноденствия, 21 марта Крепчающее Солнце (Ярило)
День летнего солнцестояния, 21 июня Могучее Солнце (Купала) День самый длинный, а ночь – самая короткая
День осеннего равноденствия, 21 сентября Уходящее Солнце (Световит) День по продолжительности равен ночи
День зимнего солнцестояния, 21 декабря Рождение Солнца (Коляда) Самая длинная ночь в году и самый короткий день

Обряды на Комоедицу

Главный обряд Масленицы-Комоедицы – это проводы зимы. Для его выполнения сжигают соломенное чучело именуемое Мареной. Согласно славянской мифологии этот женский персонаж считался божеством Зимы и одновременно был воплощением её смерти.

На шест, обвитый соломой который являлся каркасом Марены, наши предки также завязывали старое и ненужное тряпьё, а также обереги, которые уже отслужили свой назначенный срок. Согласно преданиям с огнём должны уйти все неприятности и невзгоды, которые были до этого в семьях.

Массовые потехи и весёлые забавы на Масленицу включали:

  • ярмарки и балаганы,
  • катания на лошадях,
  • спуск на санках с ледяных горок,
  • хороводы и пение обрядовых песен,
  • хождение по селу ряженых,
  • смотрины молодожёнов и вечерние посиделки,
  • гостевание у родичей и знакомых.

Особый акцент празднования Комоедицы делается также на поминальные обряды, главным из которых является разжигание костров. Пылающий огонь служил приглашением душ умерших на праздничный ужин, который предшествовал началу великого поста.

Что касается кулинарной составляющей праздника, то на Масленицу традиционно пекут обрядовые блины (лепешки), а также ватрушки, которые своей формой напоминают Солнце. Ими угощают всех желающих, ведь отведав кусочек вкусного блина округлой формы, человек, по преданиям, наполняется животворящей силой и энергией солнечного света. Примечательно то, что когда-то блины замешивали только на талой воде.

Гадания на Комоедицы

Одним из самых интересных видов гадания на Комоедицы было выпекание пряников с необычной «начинкой». В сырое тесто клали определённые мелкие предметы, каждый из которых имел своё предсказание. Пряники выпекались утром, а съедались вечером. Какую вещицу найдёт девушка, разломив пряник, такая судьба ей будет уготована в этом году. Итак, предметы, спрятанные в тесто, и их значение.

  1. Монета – жизнь в достатке.
  2. Пуговица – грядут бытовые обновления.
  3. Колечко – пора готовится к свадьбе.
  4. Бусина из ожерелья – беременность.
  5. Ключик – наследство, покупка дома, большая прибыль.
  6. Гвоздь – к печали.

Масленицу, которая пришла на смену Комоедицы условно можно разделить на два праздника: церковный и народный. В первом случае он предполагает подготовку к Великому посту, а во втором – празднование с раздольным гулянием и весельем. Но вместе с тем Комоедица в деревнях и сёлах напоминает о старте сельхозработ, которые будут длиться всё тёплое время года и закончатся только поздней осенью.

В общей у "варварских" народов дохристианской Европы, включая древних славян, языческой религии друидов (волхвов) самыми главными и самыми священными праздниками были 4 астрономически важных дня - летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия. На этих астрономических событиях был основан солнечный календарь друидов, в котором число дней в году могло изменяться.
В этой религии у разных народов из имевшегося множества богов были свои любимые боги, а религиозные обряды имели многие местные особенности. У наших славянских предков главным богом почитался Велес , бог крайне важного для них домашнего скота.
Когда завоеватели-варяги для укрепления своей власти сперва попытались внедрить своего главного бога — бога войны и противостояния Перуна , у славян тогда весьма второстепенного, — они потерпели неудачу. В итоге это привело варягов к мысли, что для успеха новой религии и разрушения славянских верований как основы славянского духа, надо взять бога, ранее неизвестного. Вот тогда они и выбрали для славян Бога чужого неведомого народа. Жестокий кровавый процесс крещения Руси в 988 году позднее был подробно описан в летописях.
Славянские капища, в противовес язычеству, замещали православными храмами и монастырями. В России есть множество мест, где древние капища Велеса (он же Волос) были замещены христианскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется - Волосово. С незапамятных времен и до сих пор там функционирует Николо-Волосов монастырь.


Перун и Велес


КОМОЕ ДИЦА (или Комое дицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Ко му первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

Комоедица — очень древнее празднование европейских народов, существовавшее с глубоких доантичных времен. В Древней Элладе этот весенний праздник назывался по-древнегречески Комоди а (κωμωδια) или Комоидиа (κωμωιδια), т.е. «медвежий праздник»; позднее отсюда возникло античное название увеселительного смешного представления комедия .
Время весеннего равноденствия эллины связывали с чествованием богини-охотницы Артемиды (в древнеримской мифологии - Диана). Артемида, дочь богини Лето и сестра Аполлона часто изображалась с ланью и медведем. Жрицы богини исполняли священные пляски, облачившись в медвежьи шкуры и принося медведя в жертву. Будучи девственницей, Артемида требовала этого и от своих спутниц. Подругу Артемиды, нимфу Каллисто, соблазнил Зевс. Когда Артемида при купании увидела, что та беременна, то в гневе превратила ее в медведицу и натравила собак. Спасаю свою возлюбленную, Зевс переместил ее на небо в виде созвездия Большая Медведица.

Современное название зверя ранее было иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведающий мёд. Оно достаточно древнее: не «мёдведь», а «медведь». Постепенно это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало вытесняться уже новыми иносказаниями: «мишка», «топтыгин», «косолапый» и т.п.
Древнее имя «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести.
Возможно, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера». Отсюда «берендей» (человек, умеющий оборачиваться в бера) и наименование города Берн ("город медведя"), который был основан герцогом Церингенским Бертольдом V в 1191 году, столица немецкоязычного кантона в Швейцарии; город назван в честь медведя (по-немецки Bär), который был первым животным, пойманным в этих местах во время охоты основателем города Берхтольдом фон Церингеном.

Древние кельты и германцы считали этот день первым днем весны и началом земледельческого сезона. Английское название этого праздника (Easter или Ostara). Eostre или Ostara — имя германской богини весны и утренней зари, которой и посвящен праздник. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни.

В День весеннего равноденствия до сих пор начинается Новый год у многих народов и народностей Земли — это великий весенний праздник Навруз (Nowruz) . Азербайджан, Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с этим явлением природы.
К этим народам праздник Дня весеннего равноденствия пришел из древнего учения зороастризма (религии огнепоклонников). Название страны Азербайджан означает "страна огней". До сих пор неподалеку от Баку негасимо горят выходы из-под земли природного горючего газа. Такие вечно пылающие огни горят в Азербайджане и в поныне действующем древнем храме огнепоклонников Атешгях .
Уже в глубокой древности зороастризм заложил основы современной науки, в том числе принципы основоположности практики и научного доказательства в познании мира. Мировоззрение зороастрийцев по сути своей было основано на научной модели мира, чью истинность доказывали их успехи в астрономических, физических, математических, биологических, анатомических и медицинских изысканиях.
У зороастристов учились основам наук многие величайшие ученые античной древности и средневековья: экспериментально открывший наблюдениями испарения-конденсации воды существование атомов (так тогда древние греки называли молекулы) первый ученый-энциклопедист древности Демокрит, великий математик и философ Пифагор, историк Платон, Геродот, гениальный Аристотель и многие другие (этот список очень велик).
Последним великим учеником зороастризма был один из величайших основоположников современной научной медицины Абу Али ибн Сина (в латинизированной форме — Avicenna, Авиценна, 980-1037; всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274). Его учение у зороастрийцев пришлось уже на годы, связанные со смертельной опасностью тяжких гонений уже немногочисленных остатков зороастристов со стороны ислама. Однажды, в пору его молодости, только хитроумно состроенное защитничество склонного к наукам эмира спасло тогда занимавшегося анатомией Авиценну от неминуемой казни мусульманами. Вскоре сам этот эмир, доброжелательно относившийся к зороастристам и к их наукам, был убит исламскими фундаменталистами, недовольными его научными воззрениями.
О зороастризме
Зороастрийская религиозно-философская система, существующая более 3 тысяч лет, стала базой для других мировых религий: иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Ее языческая основа в историческом, гностическом и обрядовом отношении — маздеизм — формировался в гораздо более раннем периоде — в 5-3 тысячелетии до н.э.
Пророк Заратуштра (Заратустра) начал проповедовать свои откровения примерно в 1200-х годах до н.э. среди огнепоклонников-язычников — ариев, первоначально живших на территории современного среднего Урала.
Дошедшие до нас сведения об астрономических знаниях древних зороастристов удивляют и ныне их глубиной и точностью. В частности, им было известно не только явление прецессии оси вращения Земли, но даже ее период, который тогда полагали в 25 920 лет (современное точное значение — 25 776 лет). Отсюда более поздний древнеславянский круг Сварога . Знания древнего зороастризма широко использовались в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне, позднее они легли в основу античной науки. У зороастристов учились многие знаменитые ученые раннего Средневековья.
Одно из знаменитых химических изобретений зороастристов — греческий огонь , боевая зажигательная смесь, не только горевшая даже в воде, но и самовоспламенявшаяся в ней. Потому греческий огонь невозможно было погасить. Эта смесь состояла из нефти и селитры с добавкой смеси серы, негашеной извести и фосфида кальция для самовоспламенения в воде. В морских боях действие греческого огня на деревянные корабли было просто ужасающим, и после его изобретения морские границы Византии стали надежно защищены от вражеских нападений. Впервые стрелявшие греческим огнем сифоны были установлены на византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал о ней:
«...в год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые греческим огнем, и корабли-носители сифонов... Арабы были потрясены... Они бежали в великом страхе».
В 941 византийцы с помощью греческого огня разгромили подошедший к Константинополю флот князя Игоря Рюриковича. Впоследствии греческий огонь зороастрийцев стал прообразом современных напалмовых смесей и огнемётов.
Древний зороастризм с его обширными научными знаниями, в том числе и в области астрономии, в свое время стал основой единой европейской дохристианской языческой религии друидов/волхвов, впоследствие уничтоженной христианами.
После прихода воинствующего ислама зороастризм и его научные знания были практически уничтожены вместе с носителями этих знаний, записи сожжены.
Дотла разгромленный мусульманами зороастризм в течение 2-3 столетий превратился в отсталое догматическое учение с нынешним весьма небольшим количеством приверженцев.
В настоящее время приверженцы учения Заратуштры — парсы — живут в Афганистане, Пакистане, Иране, Индии. В нынешнем независимом Азербайджане храмы огнепоклонников-зороастристов старательно сохраняют и восстанавливают как свою национальную отличительную особенность, привлекательную для туристов.
Некоторые нынешние русские патриоты полагают, что русские являются духовными и генетическими наследниками древних ариев, принявших зороастризм, но это лишь их личные патриотические домыслы, подкрашивающие скудность нынешнего российского бытия.


Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.
Нынешние энтузиасты изучения древней славянской истории, объединенные в так называемые «родноверческие общины», почему-то отмечают этот праздник 23 марта — у наших древних предков были более точные знания астрономии и даты дня весеннего равноденствия.

Празднование Комоедицы
Восстановленная по разным фрагментарным источникам одна из современных версий сценария праздника; за многие столетия жестоких христианских гонений истинные исторические обычаи этого древнего славянского праздника утрачены безвозвратно.

Начало праздничного дня
Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы на вьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.
Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».
Чучело Марены (Зимы)
Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».
Угощение блинами
Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому...
После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:
«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»
Прыжки через костёр
Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков такое уже не рекомендуется).
Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.
Распитие сурьи
Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток — сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" — «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»
Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»


Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Празднование Комоедицы московской «родноверческой общиной», объединяющей энтузиастов изучения истории и обычаев наших древних языческих предков.

ПРИМЕЧАНИЕ К СНИМКУ. Следует отметить, что в языческие времена и несколько веков позднее славяне штаны не носили и обходились длинными одеждами. Даже русские князья выполняли свои княжеские обязанности без штанов. Штаны вошли в обиход у русских после появления на Руси монголо-татар. Потому и у настоящего русского Деда Мороза , в отличие от западноевропейского Санта Клауса, никаких штанов из-под долгополой шубы не должно быть видно.

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»
«Пробуди»
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.
«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.
Игрища
После пробудей начинались игрища.
Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк…
Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.
Прощание
При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:
«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.
Сакральное
Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный Обычай.

В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате.

О подробностях славянских языческих религиозных обрядов дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое. Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными и более пригодными для мультфильмов.

Прекрасный советский сказочный мультфильм «Снегурочка» 1952 года по пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца - это попытка мультипликационной "реконструкции" обычаев языческого праздника Комоедицы и славянской встречи Весны священной в День весеннего равноденствия, в который растаяла Снегурочка. В древности этот день был у наших славянских предков первым днем Нового года.

Ист. supercook.ru

Масленица-Комоедица - один из четырёх важнейших славянских праздников, приуроченный к весеннему Равноденствию . С этого времени Природа начинает пробуждаться, медведи выбираются из своих берлог. Души Предков прилетают на птичьих крылах из Небесного Ирия навестить нас, своих потомков.
По одному из поверий, название празднику дали комы - обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя. Комы пекли женщины, старшие в семье, приносили их в лес, укладывали на пни для пробудивщихся духов деревьев. По другим поверьмя - потчевали ими пробудившегося медведя - лесного хозяина.

Есть ещё мнение, что медведя в древности звали «ком», отсюда и название праздника - Комоедица, который начинался с подношения еды медведям.

В весенний праздник веселья да угощения хватает всем! Разворачивается широкое гулянье. Люди катаются на лошадях, соревнуются в лазании на столб за дарами, берут с боем снежные городки, рядятся в личины, водят хороводы, пекут солнышки-блины - круглые, золотистые да горячие! Мужчины чествуют праздник особым медвежьим плясом и борьбой.


Обрядовая праздничная треба: блинчики, блины-«комы» с пшеном, пироги, лепёшки, овсяный кисель, калачи, мёд, квас, пряники, коврижки, оладьи, творожники, орехи, молоко, масло, рыба, печенье.
Главным яством великого праздника Масленицы является блин - в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.

Утром люди торопятся на капище, высокое место, где подсохла земля. Возле капища на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи (черти, нечистая сила), принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. Это один из древнейших русских праздников - день почитания Медвежьего Бога: принесение жертвы (требы) великому Медовому Зверю.
Слава Родным Богам нашим и Предкам премудрым!

Слушая по ТВ, как иудохристианские церковники объясняют своей пастве, что есть Масленица, сначала разобрал меня смех, а затем одолела меня горькая обида за наш народ... Сколько же можно нас оболванивать?

И так, давайте разберемся, что такое Масленица? И что за непонятное слово Комоедица?
Комоедица - один из четырех древнейших солярных славянских праздников. Двухнедельное празднование Дня весеннего Равноденствия (начало астрономической весны, 20 - 21 марта), прощание с Зимой и сжигание чучела Зимы, торжественная встреча Весны. Ярило - солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 лета /года/ - март открывал счет Новому Лету /году/).
Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали медведя: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Наши предки называли медведя Ком (отсюда правило - «первый блин комам», т.е. медведям).
Комоедицу начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.
На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.


Давно утрачен первоначальный, сакральный смысл древнего священного праздника Комоедицы.
После навязывания Руси иудохристианства и последовавшего запрета старых обычаев, иудохристианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником.
Именно прежняя ведическая Вера Предков, представляла главную конкуренцию иудохристианским церковникам. Древнюю Веру Предков церковь на дух не переносила, борясь с ней самыми жестокими способами.
С внедрением на Русь новой религии иудохристианства с её "Великим" предпасхальным сорокадневным постом, во время которого полагается всем поститься, каяться, телесно и духовно воздерживаться, усмиряя плоть - праздник встречи Весны Комоедицы отодвигается с даты весеннего Равноденствия на более ранние плавающие даты иудохристианского календаря. А поскольку иудохристианская Пасха - праздник преходящий, то и Масленица также уже несколько последних веков двигается относительно неё. Поэтому и случаются «Проводы Зимы» у нас порой в феврале, что вообще абсурдно....
А также патриархом Адрианом «бесовский праздник» в 1698 году сокращается до восьми дней. Полностью запретить праздник и стереть из народной памяти ему так и не удалось...

Так что представляет из себя празднование Масленицы?
Когда в течение нескольких столетий попы все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной Традицией, которую они изводили самыми жестокими и кровавыми способами, церковные иудохристианские архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри» .
В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы.
Церковь просто приватизировала (как и многое другое) древнейший народный праздник встречи Весны и, по своему церковному обычаю, эту встречу извратила и опошлила.
И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать иудохристианскую "Масленицу" с прежним разгульным размахом.
Т.к. прежняя Комоедица попадала на Великий пост, когда праздники и веселья строго запрещены, иудохристианские церковники «сдвинули» праздник во времени от Дня весеннего равноденствия почти на месяц ближе к началу года, отведя ему неделю перед Великим постом, т.е. совершили фальшивую подмену того, что даровано самим Небом. Кроме временно го «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной.

Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы (Комоедицу перенести невозможно, т.к. она связана с ежегодным астрономическим событием), а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы уничтожить и стереть былые Традиции из памяти народа. И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно.

Существенное смещение к началу года, заменившего Масленицу-Комоедицу насильственно введенного иудохристианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.

Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих "православные" россияне.
Новый иудохристианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). Церковная «сырная седмица» стала предшествовать ихнему Великому посту.
В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица.
Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу.
Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств.
Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается народным праздником (всенародный обжорный и пьяный разгул), и религиозным христианским (это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - традиционная Русская масленичная неделя).

Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего.
Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия.
И смысл нынешней народной Масленицы, тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы.

- Комоедица - это торжественная встреча нашими древними Предками наступления для Природы астрономической весны и начала древнеславянского Нового Лета (года), а также необходимое после холодной зимы взбадривание людей весельем и плотной едой перед началом интенсивных полевых работ.

Иудохристианская Церковная Сырная седмица - это подготовительная неделя к Великому посту, последняя неделя перед Великим постом. Посвящена в иудохристианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом иудохристианская составляющая их т.н. "Масленицы". В продолжение церковной Сырной седмицы (Масленицы) не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица - это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу.

Определенной церковным календарем народной "Масленице" (просторечное название Сырной седмицы) праздновать, собственно говоря, нечего - это просто устройство некой гулянки, которой церковники заменили древнюю Комоедицу, чтобы стереть ее из памяти. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы (Масленицы) начинается долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно.

Если некоторые обычаи живших в жаркой пустыне и породивших иудохристианство древних евреев еще допустимы в теплой Европе, то они весьма глупы, а то и вредны в России - самой холодной стране на свете. Холоднее России только Антарктида, но люди там не живут; среднегодовая температура в России +4оC, 64% территории - вечная мерзлота. Перенимать чужие обычаи можно, но с умом, а не бездумным обезьянничаньем.

Конечно, никакое иудохристианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др., а также на более 17-ти разных "православных" автокефальных (возглавляемых патриархами, РПЦ среди них 5-я) и автономных (возглавляемых митрополитами) церквей, не может определять или переносить даты народных праздников других верований, тем более, даты астрономических событий.

Древний праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы весеннее Равноденствие 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием - это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной , даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной Природе.

День весеннего Равноденствия - начало астрономической Весны, которое никакие иудохристианские церковники и никакой иудейский бог «переместить» не в силах.

И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу - светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы.


С астрономической точки зрения 20 марта в 20 часов 31 минуту по московскому времени Солнце, двигаясь по эклиптике, достигнет точки небесной сферы с координатами 0 часов 0 минут по прямому восхождению и 0 градусов 0 минут по склонению. Эта точка небесной сферы называется точкой весеннего равноденствия. Расположена она в созвездии Рыб. В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. На полюсах в этот день Солнце движется точно по горизонту в течение суток (благодаря рефракции, приподнимающей Солнце над горизонтом, оно движется выше горизонта на величину рефракции у горизонта - полградуса). При пересечении Солнцем этой точки небесной сферы по общепринятому в современной астрономии условию наступает астрономическая весна в северном полушарии Земли. В южном полушарии наступит осень. В этот день на всей Земле продолжительность дня и ночи одинаковы. Конечно, это строго математически. На самом деле, в день весеннего (равно, как и осеннего) равноденствия день все-таки чуть длиннее ночи, благодаря опять же атмосферной рефракции, приподнимающей светила над горизонтом. После дня весеннего равноденствия Солнце в полдень будет подниматься все выше над горизонтом, вплоть до дня летнего солнцестояния, преодолев четверть своего пути по зодиакальным созвездиям и по орбите вокруг Солнца.

А в Славянской Культурной Традиции этот день означает победу Сил Жизни, Лета над Силами Смерти, Зимы. Считается что в это время Зима уходит, и приходит Весна, а Медведь просыпается в своей берлоге от зимнего сна.

Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами Зимы и встречей Весны. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния.

До введения христианства Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности. Чужеродная христианская церковь оставила главное празднование Весны, не имея силы вступать в противоречия с Традициями Русского Народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Масленица — это озорное и весёлое прощание с Зимой и встреча Весны, несущей оживление в Природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали Весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в православной церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

В народе каждый день масленицы имеет свое название.

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Шестница — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Последний день Масленицы — прощёная неделя. Люди просили прощения в доставленных друг-другу обидах, и прощались с Зимой.

В «Прощённую неделю» на Руси торжественно сжигали «чучело Масленицы» (также именуемое как «чучело Зимы» или "чучело Маслёны"). Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда чучело топили в прорубе или разрывали. Иногда в роли "Чучела" выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили в сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — "Сударыню-Масленицу" ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За масляницей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало — похороны Зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление Природы, зарождение весны, новых сил плодородия. К костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы и пели народные песни, плясали. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Маслена ерзовая!», «Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла!»... На масляницу также проводились разные cостязания - "кулачный бой", ходьба на ходулях, на столбоходах, езда на тачках, тягание гири, метание метлы на дальность, перетягивание каната, и доставание главного приза с верхушки гладкого высокого столба. В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов Зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом.

Традиция этого праздника живет и по сей день.

Однако это еще не все о значении Масленицы. Для Славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Ни внедрение христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью."

Из истории языческой, народной и церковной Масленицы

Масленица (до XVI века — языческая Комоедица) — "трансформированный" христианскими церковниками один из древнейших праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы, прежде — древнеславянский языческий многодневный праздник торжественной "встречи Весны", которым отмечался переход к весенним земледельческим работам после дня весеннего равноденствия.

Первоначально, во времена языческой религии друидов (волхвов) и до XVI века, у славян существовал языческий праздник Комоедица (или Комоедицы), который отмечался нашими предками-язычниками в день весеннего равноденствия, т.е. в день наступления астрономической весны (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день начинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям).

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели все родичи из каждого славянского рода обязательно собирались вместе для совместного многодневного празднования и совершения обрядов.

В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. д.). На протяжении многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях.

Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.

После принятия на Руси христианства и последовавшего запрета языческих обычаев, церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником.

В XVI веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы. Это единственный языческий праздник, хотя и существенно "сдвинутый" во времени, официально признанный Русской православной Церковью. Новый церковный православный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей).

Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на великий пост, когда праздники и веселья церковью строго запрещены, церковный праздник был по времени "сдвинут" почти на месяц ближе к началу года. Церковная "сырная седмица" стала предшествовать великому посту.

В "сырную седмицу" церковный устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название — Масленица.

Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается праздником и народным светским, и религиозным христианским. Это зависит от восприятия празднующего.

"Сдвиг" праздника во времени сделал неверным толкование нынешней Масленицы на древний языческий лад — как "проводы зимы и встреча весны" — в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.

В наше время народную Масленицу начинают праздновать В ПОНЕДЕЛЬНИК, одновременно с началом церковной «сырной седмицы», но ранее и до середины XX века традиционное начало празднования народной Масленицы у русских приходилось НА ВОСКРЕСЕНЬЕ за неделю до Великого поста — на так называемое «мясное заговенье», когда в последний раз разрешалось есть мясо, т.е. на день раньше начала церковной Масленицы.

Не следует путать, как это сейчас часто случается, нынешнюю народную Масленицу с языческой Комоедицей.

Нынешняя народная Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто "сдвинутым" по времени прежним языческим праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия. И смысл народной Масленицы уже совсем другой, чем у славянской Комоедицы. Кроме того, никакое христианство не в силах определять или переносить даты праздников других верований.

Древний языческий праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием — это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной природе.

День весеннего равноденствия — начало астрономической весны, которое никакие церковники и никакой бог "переместить" не в силах.

У православных христиан это замечательное для всей природы время попадает на Великий пост, потому скудно и тоскливо называется "весна постная".

И в наше время каждый может весело отмечать ежегодный древний праздник наших предков — встречу Весны и весеннего обновления Природы.

В последние десятилетия в Европе и в Северной Америке празднование "языческого" Дня весеннего равноденствия год от года становится все более популярным и массовым, все больше людей в разных странах хотят изучать и празднично чтить исконные традиции своих народов, ранее церковниками старательно, а то и жестоко стиравшиеся из народной памяти. У нас в России таких энтузиастов изучения давней истории и игрового костюмированного восстановления традиций пока немного — сказывается нынешняя эмоциональная и финансовая ограниченность большинства россиян, чаще воспринимающих праздники лишь как повод дополнительно выпить.

В некоторых странах День весеннего равноденствия является официальным всенародным праздником.

Слава Жизни! Слава Весне!